ПРОВАЛ УКРАИНИЗАЦИИ В ИМПЕРСКОЙ РОССИИ

Ю. А. Шакиров

 

Украинизация русского населения на территории Малой России и Украины в конце XVIII — начале XXI вв.

 

 

ГЛАВА 3. ПРОВАЛ УКРАИНИЗАЦИИ В ИМПЕРСКОЙ РОССИИ

 

 

Теории Я. Потоцкого и Т. Чацкого должны были бы сгинуть, но на деле это оказалось не так. Несколько польских профессоров преподававших в Харьковском университете при полном попустительстве властей приступили к пропаганде идей Я. Потоцкого и Т. Чацкого среди студенчества. Распространению этих взглядов облегчалось еще и тем, что Александр І передал полякам всю систему народного образования Правобережной Малороссии. Поначалу движение «украинцев» оформилось в виде небольшого кружка в городе Умань на Правобережье Малой России недалеко от Киева. Члены объединения называли себя «украинцами», однако, будучи поляками, изъяснялись по-польски. После разгрома Польского восстания 1831 г., в котором уманские «украинцы» приняли самое активное участие, кружок прекратил свое существование.

Эстафету польских «украинцев» подхватило тайное Кирилло-Мефодиевское братство, созданное в Киеве в декабре 1845 г. Главными его деятелями были педагог Н.И. Гулак, историк Н.И. Костомаров, драматург П.А. Кулиш, художник и поэт Т.Г. Шевченко. Именно эти русские по происхождению деятели стали оперировать терминами «Украина» и «украинский». Именно они вбросили эти слова в русскую языковую среду. Об этом ясно говорит и программный документ братства — «Книга буття украінського народу». Методологической основой «Книги буття…» стала «Истории русов», Оценивая прошлое, документ не скрывал своих симпатий к Польше: «И соединилась Украина с Польшею как сестра с сестрою…», «Но не погибнет Польша, ибо ее пробудит Украина, которая не помнит зла и любит сестру свою так, как будто ничего не было между ними». Казаков, принявших российское дворянство, члены общества называли «выродками»: «…а хотя из украинской крови эти выродки, однако они не сквернят своими подлыми устами украинского языка и сами себя не называют украинцами…». Оценивая воссоединение русских земель в 1654 г. авторы «Книги буття…» не жалели черных красок: «Но скоро увидела Украина, что она попалась в неволю, ибо она по своей простоте не узнала, что такое значит царь московский, а царь московский значил то же, что идол и мучитель».

Члены Кирилло-Мефодиевского братства подверглись незначительным репрессиям, но в будущем все они стали знаменитыми, работали в Санкт-Петербурге. Некоторые из них, например, историк Н.И. Костомаров, пересмотрели свои взгляды, но в целом их деятельность заложила основу для передачи эстафеты уже не из польских рук, а в «надежные» руки сбитых с толку соотечественников. Естественно не без польского участия. Гуманное отношение к ним, такой человек как П.А. Кулиш оценивал иначе. В письме славянофилу С. Аксакову в октябре 1858 г. он писал следующее: «Нас горсточка, хранящих веру в свою будущность, которая, по нашему глубокому убеждению, не может быть одинакова с будущностию Великорусского народа». Тем не менее, позже, Кулиш и его сторонники, под влиянием Н.И. Костомарова, говорили не о «русском» и «украинском» народах, а о двух частях единого русского народа. В санкт-петербургской типографии, владельцем которой был П.А. Кулиш, свои произведения его сторонники, в том числе и Т.Г. Шевченко, печатали только на русском языке, т.к. фантастического «украинского» не было и в помине.

Очередным этапом украинского движения стала «Громада», организованная в Киеве приват-доцентами университета св. Владимира М.П. Драгомановым, автором гимна «Ще не вмерла...» П.П. Чубинским и В.Б. Антоновичем. Многие члены «Громады» впоследствии участвовали в создании «Просвиты» в Киеве, Полтаве, Екатеринославле, Одессе, Чернигове. Однако «титанические» усилия этих «сознательных украинцев» в 60-70-х гг. оказались бесплодными охватывала всего лишь несколько сотен человек.

Подлинной находкой для украинофилов стала деятельность уроженца польского города Холм М.С. Грушевского. Выпускник Киевского университета, он с 1894 г. преподавал в Львовском университе-те.

Более лживого историка, чем М.С. Грушевский найти практически невозможно. Его многотомное собрание сочинительств представляют набор фальсификации общепризнанных наукой фактов. Факты М. Грушевского не интересовали, и он врал без стеснения. Приделав к имени «Русь» слово «Украина», получив, таким образом, фантастическую страну «Украина-Русь», Грушевский заселил ее фантастической «украинско-русской народностью».

При встречах с терминами «русский», «Русь» он автоматически заменял их словами «украинец» и «Украина». В результате такой «гениальной» операции «отец украинской истории» за несколько лет соорудил «тысячелетнюю украинскую историю», обеспечив самостийникам «исторические корни». Таким способом русских выбросили из Киевской и Малой Руси, а «украинцы» превращены в ее хозяев.

Однако все усилия членов Кирилло-Мефодиевского братства, общества «Громада», деятельность М.С. Грушевского по образованию украинского народа в конце XIX — начале XX вв., рамках Российской империи оказались бесплодными.

 

 

Читайте продолжение книги на нашем сайте.

 

Подписка на Тульский клуб «Суть времени» RSS