Про вариативность образования

В постсоветские годы происходило постоянное снижение уровня образования в обычной школе.  В то же время в "лицеях" и "гимназиях" уровень образования постоянно рос, образование в так называемых "элитных" школах было построено примерно как в советских спецшколах. Но если в СССР спецшколы были явлением наиредчайшим, то в постсоветское время лицеи и гимназии стали расти как грибы после дождя. 
 
По моим наблюдениям, в Туле есть три разновидности элитных школ:
 
1) с усиленным преподаванием какого-либо предмета (предметов) и одновременно средним или даже ниже среднего преподаванием остальных предметов, в том числе важных, например, в спецшколах с уклоном в преподавание иностранных языков чрезвычайно слабое преподавание русского языка. А в спецшколе с преподаванием эстетических дисциплин - слабое преподавание предметов естественнонаучного цикла. Воспитанию в этих школах уделялось серьезное внимание, а ценностные ориентации зависели от руководства. Сменялось руководство - и одни ценности уходили в прошлое, а другие принимались за основу. Как правило, развитие шло в сторону от постмодернизма к классике, от преклонения перед западом - к патриотизму.
2) со специально созданной системой воспитания, опирающейся на ту или иную методику, как правило, гуманистической направленности. Преподавание в этих школах было на обычном среднем уровне, но за счет подходов, принятых в системе воспитания, выпускники получали вполне достойную путевку в жизнь.
3) с углубленным преподаванием каких-либо предметов и с преподаванием всех остальных предметов на среднем или выше среднего уровне. В этих школах наблюдался явный перекос в сторону образования в ущерб воспитанию.
 
Во всех трех видах спецшкол, как и в обычных школах в постсоветское время детям внушали негативное отношение к Советскому Союзу и к коммунистическим идеям.
Тем более удивительно, что когда мы стали носить в тульские школы газету "Шаги истории", в которой нет никакого негатива по отношению к советскому периоду, во всех без исключения школах учителя принимали газету на "ура", просто рвали из рук, а на меня каждый раз бросались чуть ли не с объятиями. Причем, впервые меня видя - подозрительно спрашивали "А разрешение управления образованием у вас есть?" - вместо ответа я разворачивала газету, после чего она выхватывалась у меня из рук, и в следующий раз уже меня встречали с объятиями, то есть очень приветливо и радостно, как долгожданного гостя. Видимо, странным образом антисоветизм, который учителя внушали детям, ни их самих, ни детей не коснулся. Парадоксально, но факт.
 
Возвращаясь к вариативности образования - на мой взгляд оптимальным было бы сочетание сильного преподавания и серьезного внимания к воспитанию, в том числе воспитанию коллектива. Такое сочетание в тульских школах иногда встречалось, но было непоследовательным из-за отсутствия системы ценностей в обществе. Каждая школа пыталась заполнить этот ценностный вакуум чем-то своим. А в некоторых случаях, как я уже говорила, учителя с готовностью воспринимали ценностный вакуум как норму, в итоге в классе появлялись "главари", "шестерки" и "изгои". Ведь отсутствие воспитания приводит к тому, что пышным цветом цветет всё самое негативное, что может быть в человеке и группе.
 
Таким образом, вариативность образования в "элитных" тульских школах позволяла школьникам получить хорошие знания, но воспитание при этом оставалось на втором плане.
 
Что же касается обычных школ, то уровень образования в них неуклонно снижался, а гуманистическая составляющая системы воспитания оставалась практически неизменной с советских времен, что давало детям ощущение защищенности и помогало формировать целостную личность. А вот с системой ценностей и тут была беда. Поэтому школьники попадали под влияние разнообразных деструктивных воздействий, начиная с дома-2 и заканчивая наркотиками. Это пагубно влияет на личную, семейную и общественную жизнь наших будущих сограждан.
 
12 июля 2015 года состоится второй съезд РВС и "Сути времени", посвященный вопросам образования. Этот съезд должен стать поворотным моментом для того, чтобы остановить снижение уровня образования (и выработать предложения для достижения этой цели) и вернуть цели воспитания, воссоздав систему ценностей, без которой общество теряет стержень и понимание самого себя и своего будущего.
Подписка на Тульский клуб «Суть времени» RSS